Другие чувства новорожденный прелестный комочек. Ощущения ребенка и связь с матерью: во время беременности, родов и в первые дни жизни

Пожалуй, самые волнующие ощущения во время беременности вызывают первые движения малыша в животе у будущей мамы. Когда и как женщина чувствует шевеления ребенка и в каких случаях «поведение» плода может стать сигналом тревоги? Первые отчетливые , как правило, женщины ощущают ближе ко второй половине беременности, причем повторнородящие чувствуют их раньше, чем мамы, ожидающие своего первого ребенка.

Это связано с тем, что рожавшие женщины уже знают, каковы эти ощущения, а женщины, беременные впервые, поначалу могут перепутать шевеления плода, пока они еще недостаточно интенсивны, с перистальтикой кишечника, газообразованием в животе или мышечными сокращениями. Кроме того, у повторно беременных передняя брюшная стенка более растянута и чувствительна. Более полные женщины ощущают шевеления плода несколько позже, чем худощавые. Подробности о в животике матери, узнавайте в статье на тему «Первые признаки шевеления ребенка».

Итак, во время первой беременности женщины ощущают первые шевеления плода, как правило, в промежутке между 18 и 22 неделями (обычно в го недель), а повторнородящие могут почувствовать движения будущего малыша уже с 16 недель. Когда будущие мамы начинают чувствовать движения своих малышей, у них появляется множество вопросов и сомнений: как часто должен шевелиться ребенок? достаточно ли интенсивно он шевелится? Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается в своем собственном темпе, а нормы, касающиеся шевелений плода, имеют достаточно широкий диапазон.

Характер шевелений

Первый триместр. В первом триместре беременности происходит наиболее интенсивный рост будущего ребенка. Сначала группа клеток быстро делится, растет и превращается в эмбрион, который прикрепляется к стенке матки и начинает расти, защищенный амниотической жидкостью, плодными оболочками и мышечной стенкой матки. Уже с 7-8 недель при проведении ультразвукового исследования можно зафиксировать, как движутся конечности эмбриона. Это происходит потому, что его нервная система уже достаточно созрела, чтобы проводить нервные импульсы к мышцам. В это время эмбрион движется хаотично, и его движения, казалось бы, лишены всякого смысла. И, конечно же, он еще слишком мал, а шевеления слишком слабы, чтобы их почувствовать. Второй триместр. К 14-15 неделям беременности плод уже подрос и его конечности полностью дифференцировались (приобрели привычные для нас вид и форму ручек и ножек), движения стали интенсивными и активными. В этот период малыш свободно плавает в амниотической жидкости и отталкивается от стенок матки. Конечно, он еще очень мал, поэтому эти отталкивания слабы и будущая мама их пока не чувствует.

К 18-20 неделям плод подрастает, и его движения становятся более ощутимыми. Эти легкие первые прикосновения беременные женщины описывают как «порхание бабочек», «плавание рыбок». По мере роста плода ощущения становятся более отчетливыми, и к 20-22 неделям, как правило, все беременные женщины четко ощущают шевеления своего ребенка. Во втором триместре будущие мамы могут ощущать «толчки» малыша в разных отделах живота, потому что он еще не занял определенного положения в матке и ему пока достаточно места для того, чтобы переворачиваться и вращаться во всех направлениях. Чем же занимаются дети, находясь в материнской утробе? По наблюдениям, проведенным при ультразвуковом исследовании, у неродившихся малышей имеется множество различных занятий: они пьют амниотическую жидкость (при УЗИ видно, как двигается при этом нижняя челюсть), поворачивают головку, сучат ножками, ручками могут обхватывать ножки, перебирают и хватают пуповину. По мере увеличения срока беременности малыш растет и становится сильнее. Легкие толчки уже заменяются сильными «пинками», а когда ребенок переворачивается внутри матки, снаружи заметно, как живот меняет свою конфигурацию. В это же время мама может столкнуться с тем, что ее малыш «икает». При этом женщина чувствует, как ребенок вздрагивает через равные промежутки времени. «Икательные» движения связаны с тем, что плод интенсивно заглатывает амниотическую жидкость и его диафрагма начинает активно сокращаться. Такие движения диафрагмой являются рефлекторной попыткой вытолкнуть жидкость. Это совершенно безопасно и является нормой. Отсутствие «икания» также является вариантом нормы.

Третий триместр

К началу третьего триместра плод может свободно переворачиваться и вращаться и к 30-32 неделям занимает постоянное положение в полости матки. В большинстве случаев он располагается головкой вниз. Это называется головным предлежанием плода. Если же малыш разместился вниз ножками или ягодичками, то это называется тазовым предлежанием плода. При головном предлежании ощутимы в верхней половине живота, а при тазовом, напротив, они чувствуются в нижних отделах. В третьем триместре беременная также может заметить, что у малыша есть определенные циклы сна и бодрствования. Будущая мама уже знает, при каком положении тела малышу удобнее, ведь когда мама расположилась в неудобной для ребенка позе, он обязательно даст об этом знать бурными интенсивными шевелениями. Когда беременная лежит на спине, матка оказывает давление на кровеносные сосуды, в частности на те, по которым насыщенная кислородом кровь поступает в матку и к плоду. При их сдавлении ток крови замедляется, таким образом, плод начинает испытывать незначительный недостаток кислорода, на что он и реагирует бурными шевелениями. Ближе к родам шевеления ощущаются в основном в той области, где располагаются конечности малыша, чаще всего в правом подреберье (так как в подавляющем большинстве плод располагается головкой вниз и спинкой влево). Такие толчки к могут даже причинять будущей маме боль. Однако если слегка наклониться вперед, то малыш перестанет так сильно толкаться. Это можно объяснить тем, что в таком положении кровоток улучшается, к плоду поступает больше кислорода и он «успокаивается».

Незадолго до начала родов головка малыша (или ягодички, если плод находится в тазовом предлежании) прижимается ко входу в малый таз. Со стороны кажется, будто живот «опустился». Беременные отмечают, что перед родами двигательная активность плода снижается, Объясняется это тем, что в самом конце беременности плод уже настолько велик, что ему становится недостаточно места для активных шевелений и он будто бы «затихает». Некоторые будущие мамы, наоборот, отмечают повышение двигательной активности плода, так как на механическое ограничение двигательной активности некоторые малыши, напротив, отвечают более бурным характером шевелений.

Как часто малыш шевелится?

Характер двигательной активности плода - это своеобразный «датчик» течения беременности. По тому, как интенсивно и часто ощущаются шевеления, можно косвенно судить о том, благополучно ли протекает беременность и как чувствует себя малыш. Приблизительно до 2б-й недели, пока плод еще довольно мал, будущая мама может отмечать большие промежутки времени (до суток) между эпизодами шевелений плода. Это не значит, что малыш не шевелится столько времени. Просто женщина может не замечать некоторых шевелений, ведь плод еще недостаточно силен, а будущая мама еще недостаточно хорошо научилась распознавать движения своего ребенка. А вот с 26-28 недель считается, что плод должен шевелиться 10 раз в течение каждых двух-трех часов.

Акушеры-гинекологи разработали специальный « ». В течение дня женщина подсчитывает, сколько раз пошевелился ее малыш, и фиксирует время, когда произошло каждое десятое шевеление. Если беременной кажется, что ребенок затих, необходимо принять удобное положение, расслабиться, съесть что-нибудь (считается, что после приема пищи двигательная активность плода возрастает) и в течение двух часов отметить, сколько раз за это время пошевелился малыш. Если насчитывается 5-10 шевелений, то беспокоиться не о чем: с ребенком все хорошо. Если мама не ощущает шевелений малыша в течение 2 часов, следует походить или подняться и спуститься по лестнице, а потом спокойно полежать. Как правило, эти мероприятия помогают активизировать плод, и шевеления возобновятся. Если же этого не произошло, следует в ближайшие 2-3 часа обратиться к врачу. Характер шевелений является отражением функционального состояния плода, поэтому необходимо к ним прислушиваться. Если будущая мама заметила, что в последние дни ребенок стал меньше двигаться, следует также обратиться к врачу, чтобы проверить, как чувствует себя малыш.

К третьему триместру беременности будущие мамы, как правило, уже хорошо знают характер шевелений своих детей и могут заметить любые изменения в «поведении» малышей. Для большинства женщин тревожным знаком является бурное, слишком активное шевеление. Однако повышенная двигательная активность не является патологией и наиболее часто связана с неудобным положением будущей мамы, когда к плоду временно поступает меньше кислорода за счет снижения притока крови. Известно, что когда беременная женщина лежит на спине или сидит, сильно отклонившись назад, плод начинает двигаться активнее обычного. Это связано с тем, что беременная матка сдавливает кровеносные сосуды, которые, в частности, несут кровь к матке и плаценте. При их сдавлении кровь поступает к плоду через пуповину в меньшем объеме, вследствие этого он ощущает нехватку кислорода и начинает активнее двигаться. Если переменить положение тела, например, сесть с наклоном вперед или лечь на бок, то приток крови восстановится, и плод будет шевелиться со своей обычной активностью.

Когда стоит беспокоиться?

Грозным и тревожным показателем является снижение двигательной активности или исчезновение шевелений ребенка. Это говорит о том, что плод уже страдает от гипоксии, то есть нехватки кислорода. Если вы заметили, что ваш малыш стал реже шевелиться, или вы не ощущаете его шевелений более 6 часов, то следует незамедлительно обратиться к врачу-акушеру. Если нет возможности посетить врача на амбулаторном приеме, можно вызвать «скорую помощь». В первую очередь врач при помощи акушерского стетоскопа прослушает сердцебиение плода, в норме оно должно составлять 120-160 ударов в минуту (в среднем - 136-140 ударов в минуту). Даже если при обычной аускультации (прослушивании) сердечный ритм плода определяется в пределах нормы, необходимо провести еще одну процедуру - кардиотокографическое исследование (КТГ). КТГ - метод, который позволяет оценить сердцебиение плода и его функциональное состояние, проверить, не страдает ли малыш от гипоксии (недостатка кислорода). Во время проведения исследования специальный датчик ремнями прикрепляется к передней брюшной стенке на спинке ребенка в приблизительной проекции его сердца. Этот датчик определяет кривую сердцебиения плода. Параллельно беременная держит в руке специальную кнопку, на которую следует нажимать тогда, когда она . На графике это отображается специальными метками. При норме в ответ на шевеление сердечный ритм плода начинает учащаться: это называется «моторно-кардиальный рефлекс». Данный рефлекс появляется после 30-32 недель, поэтому проведение КТГ до этого срока не является достаточно информативным.

КТГ проводят в течение 30 минут. Если в течение этого времени не зарегистрировано ни одного учащения сердечного ритма в ответ на шевеления, то врач просит беременную женщину походить какое-то время или несколько раз подняться вверх по лестнице, а потом проводит еще одну запись. Если миокардиальные комплексы так и не появились, то это косвенно свидетельствует о гипоксии плода (недостатке кислорода). В данном случае, а также, если малыш начал плохо шевелиться при сроке до 30-32 недель, врач назначит допплерометрическое исследование. Во время этого исследования доктор измеряет скорость кровотока в сосудах пуповины и в некоторых сосудах плода. На основании этих данных также можно выявить, страдает ли плод от гипоксии.

При обнаружении признаков гипоксии плода акушерская тактика определяется степенью выраженности гипоксии. Если признаки гипоксии незначительные и невыраженные, то беременной женщине показаны наблюдение, проведение КТГ и допплерометрии и оценка их результатов в динамике, а также назначение лекарственных препаратов, улучшающих кровообращение и поступление кислорода и питательных веществ к плоду. При нарастании признаков гипоксии, а также при наличии выраженных признаков гипоксии следует произвести немедленное родоразрешение, так как эффективной медикаментозной терапии, направленной на устранение гипоксии плода, на сегодняшний день не существует. Будет это операция кесарева сечения или родоразрешение через естественные родовые пути, зависит от многих факторов. Среди них - состояние матери, готовность родовых путей, срок беременности и ряд других факторов. Это решение принимается гинекологом индивидуально в каждом конкретном случае. Таким образом, каждая женщина должна прислушиваться к шевелениям своего ребенка. При наличии каких-либо сомнений относительно благополучия плода не следует затягивать с визитом к врачу, так как своевременное обращение к акушеру-гинекологу может предотвратить негативные исходы беременности. Теперь вы знаете, каковы первые признаки шевеления ребенка в утробе матери.

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать...

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения , особенностям протекания родов , а также закономерностям развития ребенка в можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка - все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде - с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы "запускают" процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека. Но это - тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.

С первых часов способен распознавать отчетливые звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других значимых взрослых. Развивалась эта способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух, так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода. До слух новорожденного недифференцированно воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы смысл они в себе ни заключали, для нормального психического развития младенца самое важное - это интонация любви и эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает себя через общение с ними.

С ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок, чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего - это сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду, которая соответствует потребностям его организма. Другая точка зрения - вкус к еде формируется в результате воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии младенца - способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни может узнавать мать по запаху ее шеи и груди. На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью положительную эмоциональную связь в течение беременности (положительное эмоциональное принятие беременности, желанность ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности), проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери. На радостное выражение лица матери младенец отзывается физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком, как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не по мере возникновения у малыша потребности в еде. Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу, когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает, что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим периодом для принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или, наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое собственное понимание пути его развития, то формируется защитная или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери , помните, что вашему младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло, понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

Обсуждение

Вот докопались до первоначальной бесполости. Скорее всего автор просто имел ввиду, что до определенного времени пол ребенка невозможно определить никакими методами, даже если под микроскопом разглядывать, ну очепятка вышла.

А насчет недоказанности статьи - зачем что-то доказывать, если инстинкт говорит, что ребенок все слышит, понимает настрой матери... в последнее время наука конечно это может доказать, проводятся опыты, исследования - но уже много веков назад матери это знали, чувствовали!!! И уж поверьте, никому тогда бы в голову не пришло кормить ребенка по часам или приучать "прокричаться", учиться успокаиваться и засыпать самостоятельно, как советуют в некоторых современных "научных трудах".

"Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас." - в принципе одной этой строки уже достаточно, чтобы считать статью хорошей.

14.07.2008 20:49:31, Мария

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, превращается в зародыш мужского или женского пола.
5+!
Privet nashej nauke:)))

05.11.2007 08:36:40, masha2

Мне кажеться, что статья есть статья нет смысла ее строго судить... это как признаки беременности, они всегда и у всех разные. А что касается пола будущего малыша, мне кажеться, что это не важно, главное что б здоровый был!! :-) Рожайте и любите своих малюток!

24.08.2007 18:17:14, Евгения

Удивлена читать такое от Эллы Прокофьевой. Когда речь идет о детях дошкольного и шокльного возраста, я неоднократно видела в ее словах и логику, и ценный опыт, и огромное исследовательское горение. Здесь же - предположение на предположении, без доказательств, науки и обратной связи. Можно принять только как гипотезу, и это необходимо было оговорить в начале статьи. Статья вредная именно своей категоричностью, недоказанностью.

Поперли по пунктам, благословясь!
Тревоги мамы по поводу пола ребенка расшатывают последнему нервную систему, но уж никак не могут стать причиной комплекса. Потому что гормональная связь - не телепатическая, и плод не может знать, чем именно вызван приток адреналина.
Нежные разговоры? Слышать-то он слышит, но как? После родов только голос матери (переданный полостями "через внутрь" тела более-менее качественно) детка и узнает! А уловить интонации через кожу-жир-мыщцы-матку-плаценту-воды... Большое ХМ!
Если психологи не знают, какой механизм запускает роды - это говорит лишьо влезании в чужой огород. Гормональный, душенька!
дальше лень читать

Вообще-то кроме одого из прочитавщих эту статью никто не обратил внимание на то, что "Первоначально младенец бесполый!" интересно, что автор хотел этим сказать?? Пол есть всегда, даже когда ничего не видно плод имеет набор генов и хромосом которые определяют его пол!!

Не знаю, мне статья показалась чересчур уж сухой и категоричной. Думаюдело в том, что представленные факты носят в основном описательный характер, а феноменология - вещь довольно непрочная. Хотя, может, это все просто проверенные медицинские факты и потому все так категорично... А еще мне показалось, что данные, на которых основывался при написании статьи автор, все-таки несколько устарели - вроде бы везде теперь пишут как точно установленный факт о том, что маму новорожденный способен узнавать сразу же после своего появления на свет, что вкусовые пристастия малыша довольно четко очерчены уже в утробе, а потом дифференцируются и расширяются. Наверняка что-то еще тоже легко можно найти, но я, признаться, не очень вчитывалась сейчас.
Но статью все равно скачаю, хоть и не уверена, что она останется в моем "архиве" после прочтения.

11.08.2004 17:29:30, perseveration

после таких статей я очень расстраиваюсь, все проблемы и сложности, которые возникают при общении с ребенком (ему почти 3),отношу на свое неправильное поведение во время беременности,корю себя, но ведь ничего не вернешь.Я приняла свою беременность только к 4 месяцу, да и то больше думала о себе (неправильно питалась, мало отдыхала, старалась успеть закончить ВУЗ, написать диплом). я очень люблю своего сыночка, но такие категоричные сатьи выбивают из колеи.

21.04.2004 14:09:38, надя

Очень добрая статья. Прямо читала ее и вспоминала, как я кормила грудью своего малыша. Эх, если бы снова начать кормить бы грудью, то наверное было бы все иначе.

07.03.2003 15:07:38, Evgenia

Помню что читала эту статью еще когда была беременная, но не высказывалась. А теперь нам уже полтора годика и так интересно было натолкнуться опять на эту публикацию. Она очень добрая успокаивающая именно то, чего так не хватает беременным будущим мамам. Боже из за чего только мы не переживали... И зачем спрашивается:) Ведь наше солнышко которое появилось на свет так нуждается в нашей защите нашем спокойствии и уверенности. Так что спасибо вам Элла за хорошие слова вовремя сказанные. И успехов.

Полезная статья! Все правильно, когда я общаюсь со своим очень ожидаемым малышом (нам уже 24 недели), то замечаю как он затихает и как бы прислушивается. И радуется вместе со мной, и грустит. Так что общаться надо и почаще, это уж точно никак не повредит!!!

15.05.2001 10:42:19, Елена

Что чувствует ребенок в процессе своего рождения? Роды – это ведь главное событие не только для самой мамы, но и для ребенка тоже. Однако, о том, «как я рожала», женщины готовы рассказывать часами во всех подробностях, при этом почему-то упуская из виду переживания и ощущения своего малыша.

Первая стадия родов глазами ребенка: «Безопасному миру пришел конец!»

Ребенок привык к своему 9-месячному существованию у мамы в животе, где ему комфортно, приятно, легко. Он видит тусклый свет, слышит стук сердца, а главное, чувствует себя в безопасности. Постепенно безопасный малышовый мир становится тесным, в определенный момент стенки привычного жилища начинают содрогаться и сокращаться, изгоняя крошечного жителя из насиженного места.

Представьте, что ваш дом горит или начинается землетрясение. Вы бы испугались? Почувствовали себя неуютно и неуверенно? Вот и малыш также, ему нужна поддержка мамы, которая придаст ему сил и уверенности в успешном исходе.

Как маме помочь ребенку?

Даже если вам предстоят , постарайтесь успокоиться и не нервничать. В результате негативных переживаний ваш мозг выделяет гормоны стресса – катехоламины, которые по химической цепочке в тот же миг передаются ребенку, и он испытывает всю гамму отрицательных эмоций. Согласитесь, что они никак не могут успокоить малыша и улучшить его состояние. Помните, что обычно роды длятся с момента первой схватки как минимум 8 часов, поэтому первые несильные схватки – это лишь начало и несложная репетиция. Как раз есть время и возможность вспомнить, применить . Если схватки несильные, займитесь домашними делами, прогуляйтесь с мужем, главное – не сидите, не лежите, чтобы не провоцировать застой крови в области таза. Двигайтесь, чтобы улучшить кровообращение и обеспечить приток кислорода ребенку. Обязательно поглаживайте животик и разговаривайте с малышом. Успокаивающий звук и тон вашего голоса улучшит общее состояние малыша.

Вторая стадия родов глазами ребенка: Состояние противостояния.

Вот теперь начинается настоящий первый период родов – схватки . Вы уже не сомневаетесь, тренировочный это этап или действительно начались роды. На этапе схваток мама и ребенок становятся источником боли друг для друга. Оба испытывают чувство страха, одиночества, боль, голод, жажду, недостаток кислорода и другие возможные отрицательные эмоции.

Как может чувствовать себя ребенок?

Представьте, что вас, завернутую в плотный кокон с головы до пяток, постоянно сдавливают огромные тиски. Ужасно! Во время родов сила, которая давит на ребенка, составляет около 50 кг, что в 15 раз превышает его собственный вес! Больше всего давление действует на головку малыша, однако ребенок все равно продолжает свой путь и продвигается вперед по узкому тесному коридору… в жизнь!

Как маме помочь ребенку?

Применяйте все знания, о том, как облегчить родовую боль и как облегчить свое состояние. Р , которые способны частично снять неприятные ощущения и помочь ребенку правильно войти в родовой канал и успешно, быстро и легко по нему продвигаться. Если вам захочется повиснуть на шее мужа, стать на четвереньки, попружинить на фитболе, так и сделайте. Хорошо помогает техника соединения движения, дыхания и пения протяжных звуков или песен. Такая техника снимает боль и излишнее напряжение, и в результате облегчает раскрытие шейки матки и ускоряет сам родовой процесс. Даже если вам очень больно и тяжело, постарайтесь не забыть о цели ваших мучений – думайте о ребенке, гладьте живот и говорите с малышом. Ему тоже очень нужна ваша помощь и поддержка.

Третья стадия родов глазами ребенка: Этап сотрудничества.

На этой стадии родов происходят потуги и само рождение вашего ребенка. Именно в эти мгновения ребенок получает «боевое крещение», учится бороться за себя и побеждать.

Как может чувствовать себя ребенок?

Представьте, что вы продвигаетесь по очень узкому и тесному туннелю, в конце которого вовсе не пресловутый свет, а тугой и тесный ворот, который по сути нужно натянуть на себя самостоятельно, и только тогда можно будет освободить затекшую шейку, расправить и вытянуть сдавленные конечности и… сделать первый вдох.

Как маме помочь ребенку?

На этом этапе маме нужно полностью сконцентрироваться на потужном дыхании и напряжении мышц брюшной полости, чтобы каждая новая схватка была максимально продуктивной. Врач и акушерка обязательно помогут и напомнят, что нужно делать и как правильно дышать при потугах, чтобы помочь ребенку родиться как можно скорее и безопаснее.

Третья стадия родов глазами ребенка: Обособление от мамы

Этот этап наступает сразу же после рождения ребенка.

Как может чувствовать себя ребенок?

Малыш, нежно прижатый к маминой груди, вновь чувствует себя в безопасности, слышит знакомые звуки маминой речи, ощущает ее приятное тепло и мамин запах. В этот момент малышу не чуждо и чувство радости, и чувство победы и достижения цели.

Как маме помочь ребенку?

Такие эмоции малыш способен получить, если избежит ненужного экстрима: подвешивания за ножки, громких голосов и криков, яркого света, шлепка по попке и прочих сомнительных приветственных элементов. После выхода из маминого животика, малыш должен тут же на нем и оказаться, пробуя первые капли молозива, ощущая мамино дыхание на своей коже и чувствуя ее прикосновения. Если нет никаких осложнений, ничто не помешает такому сценарию. Помните, что вы имеете право на свои пожелания в родах и можете напомнить о них врачу.

А как у «кесарят»?

Согласно мнению Станислава Грофа, автора теории матриц, дети, рожденные путем кесарева сечения, получают усеченный родовой опыт, так как последние две стадии – сотрудничества и обособления у них отсутствуют. Ребенок рождается, не испытав на себе давления от схваток, он не прикладывал усилий, продвигаясь по родовому каналу. Часто его аккуратно вынимают из маминого живота практически не потревожив, без подготовки к переходу в новый жизненный этап и в новые условия жизни. Автор теории считает, что таким деткам понадобится больше внимания и помощи, особенно в плане компенсации недополученного опыта в родах, а для этого предлагаются специальные игры и занятия.

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

Сегодня я сначала хочу поговорить об особенностях новорожденного ребенка, о том, что ему полезно и вредно, что можно вынести из научных исследований и из опыта, доставшегося нам от старинных обычаев, традиций.

Что чувствует новорожденный малыш? Как он воспринимает мир?
Представим себе роды с точки зрения ребенка. Всю свою жизнь он находился в безопасном убежище, почти в темноте, звуки доносились до него приглушенно, но ярко слышны были успокаивающий равномерный стук маминого сердца, тихие шорохи организма - шум крови в сосудах, урчание в животе и тому подобное. Поэтому когда мама прижимает ребенка к сердцу, н слышит знакомые звуки и успокаивается. Недаром все женщины инстинктивно предпочитают держать ребенка на левой руке, головой к сердцу. Ребенок слышал приглушенно голоса матери, отца, других близких, поэтому эти же голоса и после рождения будут ему привычны.
Внутри матки ребенок находился в почти невесомом состоянии - он плавал во внутриутробной жидкости. При ходьбе матери он ощущал покачивания в определенном ритме, привык к ним.

Ему было все время тепло, его окружали мягкие нежные оболочки, не сравнимые с тканью, в которую после рождения мы завернули или одели малыша.

И вдруг все меняется.
Начались схватки - вдруг его сдавливает со всех сторон, потом отпускает, и снова сдавливает, опять отпускает. Периодически становится меньше кислорода. Он пугается.
Потом - потуги - малыша не просто давит - его выпихивают с огромной силой, его головка протискивается через твердое костяное кольцо - таз матери - с такой силой, что слегка деформируется. Ребенок в панике, у него учащается сердцебиение, происходит выброс гормонов, это шок для него. В то же время он получает и поддержку от матери, поток эндорфинов - гормонов, выделяемых при схватках, которые воздействуют на опиоидные рецепторы в мозгу и помогают пережить родовой стресс, боль и страх. В это время с ребенком происходит так называемый
И четвертая стадия - ребенок родился. Он совершенно в новом мире. Он испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Скачок температуры - с привычных ему 37 градусов Цельсия, до 20-25. Гравитационный удар - он раньше был в воде, которая заметно облегчала массу тела, почти в невесомости, и вдруг почувствовал свой вес.
Его нежная кожа касается и ощущает шероховатую ткань, в которую его завернули, руки, которые его держат. Эти ощущения пришли на смену нежным касаниям плодных оболочек - таких же слизистых, как те, что покрывают например, наш рот изнутри, нежному касанию теплых околоплодных вод. Если внутри матки малыш был как-бы нежно спеленут - он мог шевелиться, но ограничено, он не мог делать размашистых движений, то теперь его ручки и ножки ничто не связывает и он получает множество новых мышечных ощущений от новых движений.
Малыш теперь дышит сам - сперва он делает вдох - и раскрываются до этого сжатые легкие, это ощущение сродни ожогу, считается, что кричит ребенок именно от этих ощущений.
Он слышит много новых звуков - очень резких с непривычки. Если только специально не позаботились о том, чтобы вокруг малыша звучало все приглушенно, тихо. И он не слышит - в первый раз за свою жизнь - успокаивающих звуков маминого организма - стука сердца, ритма дыхания.
Он впервые видит яркий свет - а после жизни внутри любой свет ему кажется ярким, а особенно - если это яркий свет в медицинском кабинете.
Ясно теперь, что малышу приходится очень нелегко, ведь после стресса родов он попал в такие новые и некомфортные по сравнению с прежними, условия. Поэтому детки родившись, сразу обессилено засыпают на несколько часов, иногда даже на сутки.
И конечно нам хочется смягчить для него этот переход. Сейчас существуют «комфортные по отношению к ребенку» родильные залы, можно договориться с врачом об этом. В палате приглушенный свет, говорят тихо, без нужды ребенка не тормошат. Это же происходит и при домашних родах. И, конечно, он сразу попадает в самое для него важное и спокойное место - к маме на грудь. Контакт кожа к коже - малыша голеньким кладут маме на живот, - наиболее похож на то, что он чувствовал внутри. Он чувствует и тепло матери, слышит ее сердце, ее запах, и это успокаивает его. Если ребенок рожден в воду, то переход делается еще более плавным, такие дети часто не засыпают в первые часы жизни, а внимательно осматриваются.
Не менее важен этот первый контакт и для мамы - от первого касания, от контакта кожа к коже организм получает сигнал - роды прошли успешно, выделяется окситоцин - матка сокращается и сильно уменьшается риск послеродовых кровотечений. Быстрее отделяется плацента. Запускается лактация . Весь организм матери настраивается на ребенка.
Исследования показали, что даже если женщина планировала отказаться от ребенка, то если она рожала естественно, кормила малыша сразу после родов, то чаще возникает привязанность и она оставляет ребенка и растит его.
Реже случается послеродовая депрессия, лучше налаживается лактация.

То же самое происходит и с папой. Известно, что если вскоре после родов отец берет малыша на руки и провидит с ним некоторое время, то такой папа потом чувствует себя с ребенком уверенно, ощущает его истинно своим.

Этот контакт настолько важен, что сейчас уже официально признан во многих клиниках. Замечено, и подтверждено исследованиями, что недоношенные детки, которых много держат на руках, намного лучше развиваются, у них быстрее растет вес, они лучше налаживают дыхание - подстраивают его под ритм дыхания взрослого, который их носит на ручках. Этот метод выхаживания недоношенных получил название «метод кенгуру». Младенца, часто голенького, привязывают к маме на грудь, сверху укрывают теплым платком, чтобы он не терял тепло. Дети чаще и лучше сосут, лучше усваивают молоко, Такие дети намного быстрее входят в норму, чем те, что лежат в обогреваемых кювезах.

Из сказанного понятно, что самое главное для малыша в первые часы, дни - контакт с мамой , а яркие игрушки, особенно музыкальные, громко звенящие - еще неуместны.

Многим деткам приятно бывает оказаться легко спеленутым - не свитым «полешком» по руками и ногам, а мягко завернуть в теплую ткань. Лучше всего для этого подходит вязаный платок - он тонкий, легкий, но теплый. Малыша можно завернуть в один или несколько слоев, и этот мягкий кокон не стягивает ручки и ножки, не выпрямляет их, как старались сделать раньше, опасаясь, что если не выпрямлять ручки и ножки ребенка, то они будут кривыми. На самом деле, физиологичная поза - именно с согнутыми ручками и ножками, так ребенок чувствует себя спокойно и привычно - опять же, так он жил внутри мамы большую, пока что, часть жизни. В то же время, ребенок еще не умеет осознанно управлять ручками, часто невольно ударяет себя по лицу, может от этого напугаться, будит сам себя, поэтому мягкое пеленание не дает полной свободы, но, в то же время, и не связывает, а создает уютное защищенное пространство.

Успокаивает ребенка и ношеная одежда мамы или папы, которую можно положить к нему в колыбель. Мамин запах успокаивает, утешает, даже когда ее нет рядом.
Мой сын, например, спать любит в папиной футболке, отвергая все красивые пижамы, причем он, когда достает себе футболку, то не хочет брать из шкафа чистую, он ее нюхает и говорит, что чистая майка не пахнет папой.
Поскольку ребенок в последний месяц внутриутробной жизни находился вниз головой, упершись головкой в тазовые кости, то ощущение, когда головка упирается во что-то, многим детям тоже нравится. Бывает, что дети намного лучше засыпают, если им положить около головы валик из одеяла.

Хочу еще остановиться на совместном сне.
Сон человека не всегда одинаков. Мы все видели, что иногда человек спит спокойно, иногда - ворочается, стонет, разговаривает, двигает глазными яблоками под веками, меняется ритм и глубина дыхания. Это - различные фазы сна. В общем, можно сказать что существует фаза быстрого сна и фаза медленного сна. В «медленной фазе» происходит полное расслабление, в «быстрой» - наблюдается повышенная активность мозга. Если лишить человека одной из фаз. Например частыми пробуждениями, то даже при большой длительности сна отдыха и восстановления не происходит.
У малыша цикл сна - примерно 40 минут. После этого времени ребенок может начать ворочаться, кряхтеть, хныкать. Но он еще не выспался, он просто вошел в фазу «быстрого сна». Если его чуть-чуть покачать, погладить, побаюкать - он уснет снова крепко. А если взять на руки, начать переодевать, кормить - то он проснется, но будет не выспавшимся, в плохом настроении, снова скоро заснет, может плохо поесть.
Если ребенок спит с мамой рядом, то в течение нескольких дней фазы сна у них синхронизируются, и проснуться маме в то время, когда она нужна малышу - легче. Кроме того, очень скоро мама приспосабливается кормить ребенка, почти не просыпаясь. Таким образом, мама высыпается.
Ночные кормления очень важны и для спокойствия ребенка, и для хорошей лактации - известно, что пролактин - гормон, отвечающий за выделение молока - больше всего вырабатывается гипофизом именно ночью, во время кормлений от 2 до 8 часов утра. Причем лучше он вырабатывается в полусонном, расслабленном состоянии. Недаром при кормлении маму часто тянет в сон.
Существуют и мнения психологов о том, что совместный сон вреден . В первую очередь - это мнение психоаналитиков.
Но это скорее теоретические рассуждения.
Кроме того, некоторые врачи считают, что совместный сон - это негигиенично. Однако, все врачи сходятся, что соблюдение полной стерильности вредно для ребенка. А микрофлора матери - самое естественное для него. Совместный сон рекомендован и ВОЗ.
Малыш успокаивается от маминого дыхания, от ее тепла. Чувствует себя в безопасности.
Можно, если вам не подходит спать с малышом в одной кровати, поставить его кроватку рядом с родительской, и снять одну стенку, так что мама легко может не вставая погладить ребенка, если она заворочался, беспокоится. Может, не вставая, взять и покормить его.

Мой опыт, и опыт многих знакомых мам, говорит, что это в первую очередь - удобно. Я не высыпалась ночью только с первым ребенком, который спал в своей кроватке. Приходилось просыпаться, вставать к нему.

Поговорим теперь подробнее об органах чувств новорожденного.

Младенец может все, что воспринимает своими органами зрения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого дыхания новорожденный ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Новорожденный малыш не только использует навыки, полученные в утробе матери, за короткое время он быстро учится всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать. Современные исследования дают ответ, что же именно видит и чувствует новорожденный ребенок сразу после рождения.

Зрение новорожденного ребенка.

Если новорожденный ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает оглядываться вокруг. Если новорожденный рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он делает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения новорожденный ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция предоставила младенцу идеальное зрение для выживания. Лучше новорожденный ребенок видит на расстоянии 20см. Он может в пределах 20-30см сосредоточивать зрение на любом объекте.

С точки зрения выживания, таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь привести новорожденного ребенка к панике. Поэтому острота зрения у новорожденного ребенка на расстоянии еще в 20-30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние и близкие объекты. Блаженное неведенье новорожденного малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигнала, поступающего от его защитницы. Ребенок пока не воспринимает детали.

Привлекают новорожденного ребенка лица - большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не косоглазие. Диагноз косоглазия у ребенка устанавливается до третьего месяца жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период новорожденный ребенок может лучше приводить взгляд на окружающие предметы, более четко их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Предметы, которые двигаются, он будет провожать глазами. Новорожденного все больше начинает интересовать окружающее. Примерно с 6 месяцев он начинает различать лица других людей, кроме мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Хотя полностью зрение формируется лишь до 4 лет, до года большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформирован. Годовалый ребенок уже вполне визуально адаптирован.

При этом, младенец настроен на восприятие эмоциональной информации . Показано, что если предлагать различные зрительные стимулы, то ребенок предпочтет куклу, а не погремушку, а между куклой и живым человеческим лицом выберет лицо.

Слух новорожденного ребенка.

Слух новорожденного ребенка также натренированный еще с внутриутробной жизни. Там новорожденный слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у новорожденного ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих.

Больше слух новорожденного ребенка настроен на голос мамы, и это неудивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и на протяжении еще нескольких дней внутреннее ухо новорожденного ребенка заполнено жидкостью, смягчая восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на новорожденного ребенка после появления на свет.

Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что новорожденному ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно изменяют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривая с ребенком, воркуя над ним, делает ему неоценимую услугу.

У человека слух в прямом сочетании с уникальной функцией, которой не владеет более никакое существо на Земле, - способностью к понятию языка. Способность новорожденного к восприятию и различию звуков идеальна. Начиная со стадии полового созревания, эта способность начинает угасать. Ирония заключается в том, что до того момента, когда человек сможет воспользоваться дорогой стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.

Понятно, поэтому, что в первое время самыми лучшими звуками для малыша будут спокойные голоса родных, к звучанию которых он уже привык.

Органы обоняния новорожденного ребенка.
В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако, в жизни новорожденного ребенка его нос играет очень важную роль. Новорожденный ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Новорожденный различает запах молока. Привлеченный запахом молока, новорожденный ребенок сразу стремится сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для новорожденного ребенка играют важнейшую роль. Новорожденный ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки.

Вкус.

В лоне матери новорожденный ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них находятся даже за щеками. Все они направлены только на одно - на восприятие материнского молока.

Многочисленные проведенные эксперименты с подслащиванием и подсоливанием околоплодной жидкости показывают, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были неравнодушны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которыми наслаждаемся мы, взрослые. Но у новорожденного ребенка работает другая динамика.

Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли - совершенно иную реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты. Не случайно взрослые в момент сильного душевного волнения ищут успокоение в чашке сладкого чая или горячего шоколада, так они регрессируют в состояние детства. Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, формируются еще с периода внутриутробной жизни. Если во время беременности Вы употребляли чеснок, лук или пряности, Вы можете использовать их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привыкла.

Чувство прикосновения новорожденного ребенка.

С помощью прикосновения младенцы могут чувствовать тепло, холод и боль. Это тоже развито со времени пребывания в утробе матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в начале потому, что способствуют лучшему здоровому развитию новорожденного ребенка и является необходимым компонентом для развития органов чувств.

Они также способствуют образованию определенных гормонов, влияющих на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому то, что маленький ребенок просится на руки - не прихоть, а жизненно важная для нее необходимость. Новорожденный ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего проявляется на губах и языке. Позже ребенок использует кончики пальцев, которыми он затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания.

Способность мыслить новорожденного ребенка .

Часто спрашивают, умный ли новорожденный ребенок. Строго говоря - нет. Ум - это способность сопоставлять возникшие проблемы с опытом прошлого. Младенец слишком мало жил в этом мире, чтобы иметь любой опыт прошлого. Однако у него есть способности к обучению. Как губка, новорожденный собирает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное детство ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать.

Развитие органов восприятия новорожденного ребенка.
Для правильного развития необходимо раздражение органов чувств: игрушки, движущихся перед глазами ребенка, песенка, что поет мама, прикосновения, забавы с ребенком, массаж, гимнастика, ношение на руках так же жизненно необходимы, как и кормления. Это эмоциональная пища для полноценного развития ребенка. Ребенок нуждается в информации.

Сытый и здоровый ребенок в отсутствии внешних стимулов может начать плакать. Было проведено множество опытов, которые показали, что без разнообразных впечатлений животные вырастают глупыми, плохо способными к обучению. Разнообразная же стимулирующая внешняя среда, - игрушки, много пространства, общение со сверстниками - дает развернуться заложенным способностям. Но в то же время, ребенка не нужно перевозбуждать.

На избыток раздражения он реагирует верчением головы, гримасами, недовольством и плачем. Если после длительного общения и игры у ребенка появляются эти реакции, значит, ему нужен отдых и сон.

Хочу предложить вам представить себе, что Вы легли спать , а перед Вами висит яркий предмет, прямо пред лицом. Или изголовье кровати раскрашено яркими черно-белыми узорами. Уютно ли вам будет? Спокойно ли?

Поэтому, мне кажется, что подвешивать игрушки перед малышом можно ненадолго, не слишком ярких и кричащих цветов, следить за его реакцией на них.

То же самое относится к музыкальным игрушкам. Лучший звук для младенца - мамин голос, ее пение. Даже если у мамы нет слуха и голоса, для развития слуха ребенка ее пение дает больше всего. Мама неосознанно подстроит свое пение к состоянию малыша - споет потише и помедленнее, когда он устал, более весело, громко, когда малыш добрый и хочет активной жизни. Мам поет именно своему ребенку, а заводная игрушка или музыкальная запись играет всем и никому.
Утверждение, что для правильного развития грудным детям необходимы специально продуманные игрушки - слишком категорично . Прежде всего, дети осваивают и играют с пальчиками на руках и ногах, пробуют перевернуться, ощупывают и проверяют на вкус простыню и одеяло, дергают за рукава одежды.
Когда мама или папа берут ребенка на руки, жизнь его становится необычайно богатой. Ведь можно подергать за волосы или сунуть палец в родительский нос, а чего стоит смешное круглое отверстие, полное твердых, блестящих белых предметов, оно то открывается, то закрывается, оттуда веет ветерком, и доносится множество странных, забавных звуков!

Есть глаза, которые открываются и закрываются, движутся, есть руки, которые держат то тут то там, ласкают, похлопывают…

Кроме того, этот человек постоянно меняет одежду, пуговицы, браслеты, шарфик - всегда что-то новое.

Только когда малыш находится в стерильных условиях, ему нужны для развлечения подвесные игрушки.

Однако нам хочется дать малышу игрушку . Детская индустрия предлагает массу вариантов. Не все они подходят ребенку, как мы уже обсудили. Я предлагаю сейчас сделать игрушку самим - она будет предназначена именно вашему малышу, нести мамино тепло. Давайте вспомним, с чем играли дети раньше, и попробуем что-нибудь сделать своими руками.

C давних пор первыми игрушками малышей были погремушки, правда, изготовлены они были из природных материалов: бересты, лозы, дерева, кости.

В Древней Руси считалось, что совсем маленькому человечку необходимы неброские, негромкие игрушки. Так в первые месяцы малышей забавляли так называемыми шаркунками или шуршунками - погремушками из бересты или лозы. Ребенок подрастал - и у него появлялись другие игрушки из дерева, кости, ниток, лоскутков. В отличие от покупных игрушек, изделия из природных материалов чрезвычайно интересны для исследования, и приятны для детских ладошек. Подобные самодельные игрушки незаменимы как по фактуре, так и по своей сути: не являясь строго функциональными, они пробуждают фантазию, развивают и поддерживают в малыше умение играть.

Какие же игрушки можно предложить малышу в течение первых полутора-двух месяцев жизни ? В первый месяц после рождения малыш адаптируется в новом для него мире. Из игрушек для него сейчас лучше всего подойдет самодельный мобиль, а также игрушки-погремушки самых простых форм, интересной фактуры, которые можно было бы вкладывать в маленькую ручку.

Начнем с мобиля . В магазинах вы можете купить вращающиеся мобили, крепящиеся к бортику кроватки. Эти подвески равномерно вращаются и исполняют какую-нибудь мелодию. Самодельные мобили вызывают гораздо больший интерес у малышей. Такие подвески приходят в движение от малейшего колебания воздуха, а игрушки на них можно менять.

Сделать такой мобиль можно из легких реечек (например, пластиковых или деревянных линеек) или пялец для вышивания, которые нужно обшить неяркой тканью. К такому каркасу на липучках прикрепляются 3-5 полосочек из той же ткани, на которые вешаются любые выбранные вами предметы, которые должны быть легкими, небьющимися и достаточно яркими. Этими предметами могут быть погремушки, ленточки, бантики, бубенчики или колокольчики, самодельные игрушки из папиросной бумаги, помпончики из ниток и так далее. Очень красиво смотрится мобиль, к которому подвешены проглаженные осенние листья. Позже, когда малыш подрастает, чтобы проживать с ним вместе ритм года, можно подвешивать к мобилю что-то, что напоминает о том, что сейчас за окном, о сезонных праздниках. Осенью это могут быть веточки рябины, «носики» клена, листья, шишки, колоски. Зимой на мобиле появляются бумажные снежинки, звездочки из соломы, из золотой бумаги, может быть, бумажные фигурки ангелов, еловые веточки, высушенные кружочки-ломтики мандаринов или лимонов, позолоченные шишки, и т.д. Весной - бабочки из креповой бумаги, цветы, веточки вербы с пушистыми почками. Можно сделать пахучий мобиль - подвесить палочки корицы, кусочки мандариновой кожуры, звездочки бадьяна, засушенный цветы. Здесь есть безграничный простор для вашей фантазии.

Лекции Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни ребенка", 2002-2005 гг.